среда, 6 ноября 2013 г.

Кино: загадка Сэлинджера



        Сегодня несколько часов трудилась над одним очень важным докладом: компиляторство и авторство, здраво разбавленное и замешанное. Этот процесс разбудил писательские клавиши мое души, очень захотелось что-нибудь написать...
        И еще.... Некоторые события заставили задуматься, вроде уже к 30-ти, а многие очевидности продолжают открываться: если никому не говорить про свои проблемы, то кажется, вроде их у тебя и нет... Но хочется защиты, особенно ближе к зиме...
       Теперь о забытом...




        Это лицо, которое уже слишком давно, по мнению многих, не афишируется, должно быть знакомо каждому... Мне кажется, хоть раз в жизни этого симпатичного брутального мужчину видел каждый, может быть в учебнике зарубежной литературы или просто на обороте книги: современные  издательства любят пичкать неинформативными фото последние форзацы... Уж Сэлинджер бы этого точно не одобрил... Мы все привыкли, что на обложке его "Пропасти..." всегда Холден в неподражаемой красной шапке, к чему иные лица, реальные?!


        В октябре в свое субботнее расписание с трудом втиснула очередную документалку, до этого, если помните, был неподражаемый Вуди Аллен. По строению фильмы почти идентичны: немного интервью, немного фактограммы, немного видеозарисовок... Все это создает ощущение полноценного художественного фильма с очень атмосферной  ретро-стилистикой. И что самое интересное, заставляет по-другому взглянуть на главного героя... Только, если Вуди Аллен сам вел нить повествования, то Сэлинджер, так к концу жизни и не вышедший на полноценный контакт с прессой, представлен лишь некоторыми давними отрывистыми интервью и последней уникальной папарацци-съемкой...


Я даже не могу сказать "если вы не знали такого Сэлинджера..." Мне кажется, его никто не знал. Никаким. Это не просто документальный фильм, это фильм-открытие. Открытие того, кто никогда не будет понят и познан... Авторы фильма даже не делают такой попытки, потому что Джером Д. Сэлинджер никогда не открывался сам, только через свое самое известное произведение, которое он вынашивал 9 лет, вкладывал всего себя и признавал самым значительным и автоментальным, если можно так сказать, трудом, и которое сам же к концу жизни определил как свою большую ошибку...


Фильм соткан из недомолвок и намеков, подводки к некоторым размышлениям иногда очевидны, иногда провокационны. Именно так многоаспектно можно расценивать упоминание о связи книги "Над пропастью во ржи" с личностями известных убийц, преступников: этим произведением был одержим Джон Хинкли, совершивший покушение на Рейгана; убийца Джона Ленона после убийства последнего читал эту книгу, сидя рядом с жертвой;  маньяк, убивший актрису Ребекку Шиффер, носил ее с собой....


Признаюсь, "Над пропастью во ржи", я читала еще в рамках школьной программ. Едва ли я могу назвать эту книгу своим любимым произведением: на моей полке она оказалась лишь потому, что после фильма я решила перечитать ее. Второй подход был скорее отягощен, нежели вдохновлен, просмотром фильма, потому что мне казалось, что я приступаю к чтению записок сумасшедшего, и уж в этот раз обнаружу в Холдене задатки малолетнего преступника, способного на необдуманные действия. 

Возможно, в силу того, что я пережила подростковый период нескольких братьев, а так же общение с множеством друзей мужского пола, ничего, кроме юношеского максимализма и потерянности, которые проходят у кого-то раньше, у кого-то позже, я не нашла. В общем и целом, если убрать наносное, Холден тот еще милашка, у которого при столкновении с взрослым миром, постепенно формируется внутренний стержень. Если бы Сэлинджер описал всю жизнь Холдена, то книга "Над пропастью во ржи"  была бы главой Юность.

Волнует только одно: связь книги с самыми громкими убийствами и сформированным представлением о главном герое, как потенциальном вершителе незаконных и асоциальных действий, как минимум. В связи с этим, с той очевидность, с которой Холдена можно разглядеть в среде современным подростков, встает как никогда актуальный вопрос о непреодолимой агрессии современного общества. Агрессия межрассовых столкновений, жестокость компьютерных игр, обыденность выражений "убью тебя, убить всех, расстрелять". Раньше этим грешил один человек, и он не угрожал, он давал распоряжение...

N.B. Помните! Человек человеку, прежде всего, человек.

И напоследок очень милая цитата от Холдена))
"Все равно в монастырь не уйду. При моем невезении я обязательно попаду не к тем монахам. Наверное, там будут одни кретины. Или просто подонки".

Комментариев нет:

Отправить комментарий